2683 4 мин

Артём Муницын: кино, которое рушит барьеры и вдохновляет

Кино как средство преодоления барьеров и стереотипов — так можно охарактеризовать международный фестиваль «Кино без барьеров», который уже более 20 лет открывает новые грани жизни людей с инвалидностью. Этот уникальный проект объединяет зрителей со всего мира, разрушая предубеждения и формируя новое отношение к инклюзии. О том, как фестиваль помогает менять восприятие, и о своей роли в этом проекте рассказал его координатор, Артём Муницын.

История Артёма Муницына: от активизма до фестиваля мирового уровня

Родом из Тульской области, Артём с 2012 года активно занимался общественной деятельностью. Вместе с друзьями он создал благотворительную организацию, которая уже больше 10 лет помогает людям в сложных жизненных ситуациях. Однако к 2023 году он понял, что готов выйти за пределы своего города, и переехал в Москву, чтобы попробовать себя на новом уровне.

«Когда я отправил резюме в РООИ «Перспектива», я не думал, что стану частью такого масштабного проекта. Но когда мне предложили роль координатора «Кино без барьеров», я сразу понял: это возможность внести реальный вклад. Я люблю кино и всегда хотел работать в сфере, которая способна вдохновлять людей», — вспоминает Артём.

Фестиваль, который ломает стереотипы

«Кино без барьеров» — это не просто показы фильмов. Это платформа, которая объединяет людей с разным жизненным опытом и показывает, что инвалидность не ограничивает человеческие возможности.

«Главное, что мы хотим донести, — это то, что человек с инвалидностью способен жить полноценной жизнью. Наши фильмы рассказывают о людях, которые преодолевают трудности, творят, вдохновляют. Например, в этом году в программе был фильм о незрячих парфюмерах, которые создают ароматы. Это потрясающий пример того, что возможности человека безграничны», — рассказывает Артём.

Программа фестиваля 2024 года включила более 100 фильмов из 26 стран, охватывающих самые разные аспекты жизни. Здесь есть и истории про танцоров, художников, музыкантов, и документальные работы о повседневной жизни. «Каждый фильм уникален, и выделить один — значит пойти против самой идеи фестиваля», — добавляет он.

Как сделать искусство доступным для всех?

Организация такого масштабного фестиваля — это вызов. Одной из главных задач команды является обеспечение доступности для зрителей с различными формами инвалидности.

«Проблема физической доступности остаётся острой. Например, церемония закрытия проходила в кинотеатре «Октябрь», который нельзя назвать полностью доступным. Но мы работаем над тем, чтобы минимизировать такие ограничения», — объясняет Артём.

Ещё одна сложность — привлечь внимание зрителей. Инклюзивное кино пока не пользуется широкой популярностью в России, и залы часто остаются полупустыми.

«Мы активно сотрудничаем с разными сообществами, чтобы привлечь больше людей. Ведь наш фестиваль — это не про жалость, а про вдохновение. Мы хотим, чтобы больше людей открыли для себя эти удивительные истории», — говорит он.

Почему залы пустуют, и как это исправить?

Процесс отбора фильмов для фестиваля требует особого подхода. Главный критерий — это не только тема инвалидности, но и подача героя.

«Мы избегаем так называемых «пожалейных» историй. Наша цель — показать личность человека, его достижения и силу духа, а не фокусироваться на жалости. Каждая работа должна вдохновлять и оставлять у зрителя ощущение, что он увидел что-то важное и глубокое», — поясняет Артём.

Важен и профессиональный уровень работ. Команда фестиваля отсматривает сотни заявок со всего мира, чтобы отобрать лучшие.

«Каждый фильм в программе — это маленький шедевр, и мы гордимся, что можем показать их зрителям», — добавляет он.

Отбор фильмов: вдохновение вместо жалости

Фестиваль — это не только показы, но и образовательные мероприятия. В рамках «Кино без барьеров» проводятся мастер-классы, лекции и дискуссии, направленные на развитие инклюзии в киноиндустрии.

«Мы обсуждаем, как делать кино доступным, как правильно рассказывать истории о людях с инвалидностью. Это важная часть нашей работы, которая помогает формировать новое поколение кинематографистов, понимающих важность инклюзии», — рассказывает Артём.

В этом году в программе фестиваля были встречи с режиссёрами, сценаристами и продюсерами, которые поделились своим опытом работы над инклюзивными проектами. Также проводились дискуссии, где зрители могли задать вопросы и обсудить увиденное.

Мастер-классы и лекции: обучение новому поколению кинематографистов

За годы существования фестиваля в российском кинематографе произошли заметные изменения. Сегодня всё больше режиссёров обращают внимание на тему инвалидности, а качество фильмов значительно выросло.

«Если сравнить фильмы, представленные в 2022 году, с работами этого года, можно увидеть огромный прогресс. Особенно это касается российских авторов. Люди стали глубже понимать, как правильно подать тему инвалидности, избегая стереотипов и клише», — делится Артём.

Российское кино становится инклюзивным: изменения налицо

Команда «Кино без барьеров» полна амбиций. В планах — расширить программу, привлечь больше зрителей и увеличить число мероприятий в рамках фестиваля.

«Мы мечтаем, чтобы кинотеатры были полными, а фильмы обсуждали на всех уровнях — от блогов до центральных СМИ. Ведь популяризация инклюзивного кино помогает формировать новое, более открытое общество», — говорит Артём.

Будущее фестиваля: большие планы и новые горизонты

«Кино без барьеров» — это больше, чем фестиваль. Это платформа, которая меняет взгляды, вдохновляет и объединяет людей.

«Для меня этот фестиваль — не просто работа. Это возможность быть частью чего-то большого и важного. Искусство может менять жизни, и я счастлив, что могу помогать этим изменениям происходить», — заключает Артём Муницын.

Фестиваль продолжает расти и развиваться, оставаясь важной частью мировой кинематографической сцены. Он напоминает, что барьеры существуют только в наших головах, и их всегда можно преодолеть, если смотреть глубже.

Дарья Тонконог