Редакция

Этнический бум и культурные ценности: взгляд из Карелии

Сегодня весь мир увлечен этническими тенденциями, но как обстоит дело с культурными центрами у нас? Об этом расскажет руководитель Ассоциации этнокультурных центров и организаций по сохранению наследия «ЭХО» Светлана Кольчурина.

– Сейчас модно все этническое. А в каком состоянии наши культурные центры?

– В Карелии существует очень хорошая практика, такая как ассоциация этнокультурных центров и организация по сохранению наследия, которым я руковожу. Мы объединяем 14 этнокультурных центров. Они работают в небольших деревнях, сёлах или малых городах республики, и работают именно с живой традицией места. Некоторые этнокультурные центры занимаются языковыми практиками, некоторые нацелены на то, чтобы поддерживать ремесла, кто-то из них сохраняет историю территории. Сейчас большое внимание уделяется тому, как сохранить историю, культуру, место. И этнокультурные центры задаются вопросом, как адаптировать традиционную культуру к современной жизни. Они стараются выстроить мост между прошлым и будущим. И это очень важно, потому что именно адаптация этнической культуры к современной жизни позволяет сделать традиционное знание коренных народов и историю более понятной для большинства жителей нашей страны.

– Какие преимущества имеют проекты некоммерческих организаций в сфере сохранения культурного наследия по сравнению с государственными?

– Некоммерческие организации работают более свободно. Я не знаю, насколько этот термин правильно я сейчас применяю. Но, например, у государственных структур есть четкий план, есть четкие показатели, которых нужно добиться. Некоммерческие организации для себя в проектах сами выстраивают эти показатели, понимают, как нужно выстроить работу и очень часто работают с низовыми запросами и инициативами, что тоже очень важно. И мне кажется, они быстрее реагируют на происходящие изменения. То есть как-то понимают, что происходит, и именно с этим работают. Например, в Карелии мы очень много работаем с темой креативных индустрий, а именно с ремеслами и дизайном. Для нас важно выстроить конструктивный диалог между традиционным пониманием этнической культуры, традиционными ремеслами и новыми вызовами, например, в креативных индустриях. То есть сделать изделия ремесленников более востребованными. И это тоже одно из направлений, которое очень сильно развивается сейчас во многих регионах России. Связано оно, конечно, с тем, что развивается туризм. Очень часто у регионов есть запрос на то, что нужно брендировать территорию, и некоммерческие организации, их проекты бывают такими флагманами. Или открывают интересные темы, которые дальше коммерческие структуры и государственные организации могут увидеть подхватить и развивать дальше.

– Как можно мобилизовать общество и привлечь инвестиции для поддержки проектов по развитию культурного наследия?

– Нужно много заниматься просвещением. С одной стороны, тема сохранения культурного наследия, она же не в первом ряду стоит в том проблемном поле, которое нужно решить. Люди обычно охотно уделяют внимание здоровью других людей, то есть стараются помогать людям с болезнями, детям с болезнями, занимаются обустройством территории и так далее. А культурное наследие как будто бы для большинства людей не является чем-то первостепенным. И вот роль некоммерческих организаций показать, что культурное наследие – это основа идентичности, основа понимания культуры, обустройства общества, каких-то ключевых ценностей, которые и заложены в культурном наследии. Существует нематериальное культурное наследие. Это язык, традиции, знания коренных народов, которые мы не можем, скажем так, потрогать руками. При этом нематериальная культура – это знания, которые хранятся у этносов и у коренных народов, их тоже очень важно сохранять, потому что это сохраняет многообразие народов нашей страны. Это даёт каждому человеку, кто живёт в России, почувствовать себя нужным, достойным жителем нашей Родины.

– С какими проблемами вы сталкиваетесь при работе над проектами по сохранению наследия?

– Наши проекты настроены на то, чтобы решать проблемы. Например, очень часто тем организациям, которые работают с культурным наследием, не хватает совместных проектов. Последний наш проект, поддержанный Фондом президентских грантов, называется «Северный ремесленный кластер». Ремесленники хотят создавать новые изделия, хотят использовать инструменты дизайна, быть более увиденными, но очень часто изделия ремесленников не основаны на культурном наследии, то есть очень мало, например, совместных проектов с музеями. В музее хранятся фондовые предметы, которые могут быть основой новых разработок. И вот на самом деле некоммерческим организациям, в том числе, нужно брать не только запросы, которые существуют сегодня у жителей, у представителей, например, креативных индустрий, у тех людей, которые хотят сохранять свои деревни, но и все-таки придумывать новые методики, с одной стороны, как работать с этой темой, а с другой – как-то настраивать межсекторные связи. Это очень важно. Очень важно делиться своими наработками с некоммерческими организациями разных регионов. Внутри проекта может быть заложена важная методика, которая может быть адаптирована к проблемам или вызовам других регионов.

– Какие проекты помогут сохранить и развить культурное наследие России?

– Проекты, которые направлены на межсекторное сотрудничество. Когда мы начинаем взаимодействовать, подключаем органы власти, местных жителей. Важно рассказывать людям о ценности невидимой нити, которая пронизывает нас всех и сохраняет нашу идентичность. И, конечно, у нашей ассоциации есть очень классные практики. Например, у нас есть подкаст «Шито-крыто», где мы рассказываем о скрытых смыслах ремесла, то, что не видно. Да, всем кажется, что ремесло – это только предмет, а на самом деле это и технологии, и знание традиций, и знание истории. И вот у нас вышла последняя серия подкастов. Это подкаст «Не хухры-мухры», где мы с дизайнером Ладой Дымкиной рассматриваем тему культурного наследия с разных сторон. И классная практика – проект «Северный ремесленный кластер», когда мы выстраиваем межрегиональную сеть ремесленников, дизайнеров, организаций, которые работают с темой сохранения культурного наследия. Чем больше мы будем работать друг с другом, чем больше мы будем рассказывать о себе, чем больше мы будем показывать именно красоту и ценности, важность культурного наследия, тем больше вклада в сохранение культурного наследия мы внесем.