240

Где и как НКО искать финансирование? 

Давайте сразу: миф о том, что НКО и деньги несовместимы, давно остался в прошлом. Некоммерческие организации могут и привлекать деньги от разных фондов, и зарабатывать сами. Возможностей предостаточно. Сегодня о них и поговорим.

Как зарабатывают НКО? 

Начнём с самого спорного на первый взгляд момента. Непосредственно коммерческая деятельность. Многие удивятся, но закон вовсе не запрещает НКО что-то продавать или оказывать платные услуги. Другое дело, что вся прибыль должна идти строго на уставные нужды. Ещё одна важная деталь: НКО не может заниматься только коммерческой деятельностью. Иначе от бизнеса ничем отличаться и не будет.

Некоторые НКО запускают платные образовательные программы, проводят мастер-классы. Другие продают изделия, созданные в инклюзивных мастерских. Вариантов много. Главное, чтобы деятельность не противоречила уставу. Вряд ли будет хорошим решением открыть палатку с шаурмой.

Товары с душой. НКО могут зарабатывать, продавая всё, что угодно, от настольных игр до экобрелков, если это как-то связано с их миссией. Эко-организации мастерят штуки из переработанного пластика, а культурные — радуют нас эксклюзивными книгами и классными сувенирами.

Вечеринка со смыслом. Кто сказал, что делать добро — это скучно? Благотворительные концерты, аукционы и выставки — это не только шанс помочь, но и отличный повод для тусовки. Главное — прозрачность. Чтобы люди пришли ещё раз, им важно знать, что их помощь дошла по адресу. 

Помощь государства

Речь пойдёт о грантах и субсидиях из федерального или региональных бюджетов. 

Только в этом году российские НКО получили около 45 миллиардов рублей. И объёмы помощи возрастают. Другое дело, что большую часть этих денег получают большие и известные организации, которые много лет на слуху. 

Но это не значит, что средней или начинающей НКО не стоит рассчитывать на господдержку. Сосредоточьтесь на региональных структурах. Точно поймите условия получения субсидии. И двигайтесь в сторону… медийности. Получить финансирование для неизвестной организации будет очень сложно. Другое дело, если о вас уже знают из газет, ТВ (да-да, для многих регионов это всё еще главный источник информации) и, конечно, интернета. 

Ну а если ничего этого пока нет, то можно попробовать привлечь на свою сторону другие известные в регионе организации, заручиться рекомендательными письмами. Как и в любом деле, сложнее всего получить первое финансирование. Дальше будет проще. Главное — соблюдать все условия и быть максимально прозрачными, пока ваша репутация ещё ничего не говорит за вас.

Частные, корпоративные, посреднические грантодатели

У частных грантодателей требования к получению будут менее жесткими, но и решения они принимают быстрее. Так что тут можно брать скоростью и числом заявок. Конечно, при условии, что все остальные требования к заявке вы удовлетворяете.

Посреднические грантодатели: по сути, связующее звено, которое распределяет потоки от частных и госфондов в сторону НКО. Принцип тот же. Пригодится: точность, скорость и репутация.

Корпоративные. Тут немного другая история. Важно найти компанию, которая будет поддерживать некоммерческую организацию со схожими идеями и ценностями. Такое партнёрство найти не так просто, зато и длиться оно может годами. 

В итоге

Чтобы НКО развивались, важно постоянно находить новые пути заработка и не забывать про разнообразие источников доходов. Всё должно быть чисто: соблюдаем законы, следуем этике. Только так можно убедиться, что организация не просто выживет, но и будет развиваться, оставаясь верной своей миссии.

При этом у каждой организации, конечно, будет свой путь. Кто-то плотно дружит с бизнесом, другие регулярно получают государственную помощь. В конце концов, главное не то, как будут найдены деньги, а то, сколько всего важного и полезного с их помощью можно будет сделать.

Дарья Тонконог