74

Как девочка Маша испекла первые в своей жизни венские вафли 

«Умный дом» для неговорящих детей заработал в Омске

Семейный центр социальной абилитации «Наши дети» при поддержке министерства труда и социального развития Омской области строит в Омске «умный дом» для детей с двигательными и речевыми нарушениями. Здесь уже начала функционировать кухня, где дети учатся бытовым навыкам.

Фото: Центр «Наши дети»

С чего все началось?

Пять лет назад центр «Наши дети», возглавляемый Светланой Перевалушко, создал первую в Сибири студию альтернативной коммуникации. Детей и родителей стали учить общаться без речи, применяя карточки, специальные программы и айтрекер, позволяющий управлять компьютером с помощью взгляда.

«Задумались: а что дальше? Мы научили их общаться, но задача реабилитации – сделать ребенка самостоятельным, чтобы он мог сам себя обслуживать, – рассказывает Светлана Перевалушко. – С нашими детьми это трудно, но ведь прогресс не стоит на месте! Поняли, что технологии надо использовать не только для общения».

Ребята, которые не разговаривают, смогут «обрести голос» благодаря технологиям, а именно – коммуникативным устройствам. Детей научат ставить задачи голосовому помощнику и с его помощью выполнять различные действия: открыть окно, вскипятить чайник или отправить убираться робот-пылесос.

Идею «умного дома» подарили директору центра Светлане Перевалушко сами ребята, которые сейчас занимаются в студии альтернативной коммуникации и учатся общаться с семьей и миром при помощи планшетов и айтрекеров.

«Однажды бабушка нашей подопечной Ани рассказала, что девочке на день рождения подарили голосового помощника. И Аня догадалась через планшет задавать вопросы, например, первое, что спросила: «Что такое йогурт?». При помощи техники она смогла передавать свои чувства: «Я хочу» или «мне это не нравится». Мы поняли, что это отличная идея, ведь дети могут использовать голосовых помощников в бытовых ситуациях. Да, детям с тяжелыми двигательными нарушениями не обойтись без содействия близких. При помощи голосового помощника можно вскипятить чайник, но выпить чай поможет только родной человек. И все же это шаг от полной беспомощности, пусть к небольшой, но самостоятельности. И вот сейчас мы на пути к осуществлению этого проекта.

Ремонт – всем миром

Несколько месяцев в бесплатно выделенном помещении будущего центра шел ремонт. Делали всем миром, собирали пожертвования, находили спонсоров, работали и сотрудники, и родители воспитанников. Были тут у центра и своя «стена плача» и другие сложности. Но они почти позади.

Сейчас в центре педагоги вместе с детьми уже начали осваивать закупленную бытовую технику: микроволновку, духовой шкаф, варочную панель и даже посудомоечную машину. Также есть мелочи типа блендера, мультипекаря и соковыжималки.

То, что просто для обычных детей, для других – огромное достижение

Фото: Центр «Наши дети»

Впрочем, мелочи это для обычных людей. Для воспитанников центра, многие из которых не говорят и даже передвигаются на колясках это огромный шаг к самостоятельности.  Немногим родителям удается научить таких деток основным бытовым навыкам.

Как для 12-летней Маши. У девочки ДЦП, она ходит, но дома родителям очень сложно было обучить ребенка бытовым навыкам. А на одном из занятий в центре Маша вместе с другими детьми испекла свои первые в жизни венские вафли. Она была в восторге, все съела с удовольствием, а ее мама чуть плакала от гордости за дочь.

Знать, что от них что-то зависит

Ощущение, что от них что-то зависит, бесконечно важно для детей с инвалидностью, считает Светлана Перевалушко.

«Мы много раз задавали вопросы родителям, зачем нужны занятия по адаптации и обучение навыкам приготовления пищи их детям. Ведь зачастую мы знаем, что без помощи посторонних детки все равно не смогут делать это впоследствии сами. И всегда получали однозначные ответы:

  • Очень важно. Дети учатся в группе и получают навыки социализации, учатся общаться со сверстниками, учатся договариваться с помощью альтернативной коммуникации, ждать другого человека, проявлять эмоции.
  • Любому человеку и тем более ребенку необходимо знать, что от его действий что-то зависит: приготовила вафли — угостила маму, бабушку, папу, друзей. Родители счастливы! А чаепитие с друзьями — это же вообще круто! Даже если общение происходит с помощью взгляда, движения и альтернативной коммуникации».