170

Как НКО могут выстраивать отношения с государственными органами

Взаимодействие некоммерческих организаций с государственными органами – ключевой фактор эффективного решения социальных проблем и достижения общих целей. Однако на пути к сотрудничеству возникают различные проблемы, которые необходимо решать. Вместе с экспертом «Медиашколы НКО», председателем железногорской местной общественной организации родителей по защите прав детей с ограниченными возможностями «Этот мир для тебя» Татьяной Войновой рассмотрим основные проблемы взаимодействия НКО с государственными органами, стратегии и методы для улучшения взаимодействия, а также практические шаги для создания позитивного и продуктивного сотрудничества.

Разговор на «разных» языках

Многие некоммерческие организации сталкиваются с рядом сложностей при взаимодействии с государственными структурами. К ним относятся недостаточная прозрачность и открытость процессов, бюрократическая неэффективность, а также чрезмерное централизованное управление.

«Очень часто это непонимание проблем целевых групп и самих НКО, их потребностей, разговор на «разных» языках. НКО не всегда владеют в полном объёме нормативно правовой базой, регулирующей их деятельность, не знают полномочий органов власти того или иного уровня, а государственные структуры не всегда хотят говорить на понятном для НКО языке, не знают, чем они занимаются. Нежелание что-то менять в законодательстве на муниципальном или региональном уровне, искать возможности решения проблем или задач только отрицательно сказываются на взаимоотношениях сторон. Проще сказать нет, чем попробовать найти путь решения или изменить что-то на своем месте», – считает Войнова.

«Предлагайте что-то взамен»

Для повышения эффективности взаимодействия некоммерческих организаций с государственными структурами можно использовать такие стратегии, как активное участие в общественных консультациях, участие в разработке законодательства и программ, а также установление партнерских отношений на местном уровне.

«НКО необходимо не только просить или требовать у госструктур что-то, но и предлагать что-то взамен. Предлагать сотрудничество, партнёрство. Например, НКО может помочь решить проблему молодых людей с инвалидностью в части их трудоустройства, но если на это будут выделены бюджетные субсидии: можно создать рабочие места и трудоустроить большее количество инвалидов, а это налоги в бюджет. Кроме того НКО может привлечь для этого дополнительные грантовые средства. Можно предлагать свой ресурс лояльных людей, которые прислушиваются к вашему мнению», – отмечает эксперт.

Нужен свой человек в госорганах

Наличие представителя некоммерческой организации в государственных структурах играет важную роль для эффективного взаимодействия. Такой представитель может действовать от имени НКО, защищать их интересы и обеспечивать доступ к информации и ресурсам.

«Очень важно иметь в госструктурах своего представителя или лояльного к НКО человека. В этом случае проще найти общий язык, решить даже сложную задачу: когда тебе доверяют, прислушиваются к твоему мнению и готовы искать совместно пути решения, вносить изменения в рамках своих полномочий в законы, которые направлены на поддержку НКО. Даже просто подсказать и направить», – делится Войнова.

Как создать позитивное взаимодействие

Чтобы создать позитивное и продуктивное взаимодействие между некоммерческими организациями и государственными структурами, необходимо активно участвовать в диалоге, устанавливать партнерские отношения на взаимовыгодных условиях и стремиться к прозрачности и открытости в своей деятельности.

«Взаимодействие нужно начинать постепенно, методично, выстраивать диалог, встречаться и обсуждать совместно задачи, формы взаимодействия, вносить какие-то предложения по решению социальных проблем совместными усилиями, предлагая свой ресурс. Инициировать встречи, круглые столы, дискуссионные площадки по актуальным вопросам. Приглашать представителей органов власти на проводимые мероприятия, которые показывают реальную помощь целевой группе: дни открытых дверей, дни рождения организации, форумы и фестивали, на которых рассказываете о своих услугах, проектах и помощи своим подопечным», – советует Войнова.