Специалист проекта БФ «Дорога к дому» рассказала об адаптации особенных детей в семье

Специалист проекта БФ «Дорога к дому» рассказала об адаптации особенных детей в семье

В каждой семье отношения между родителями и детьми складываются по-разному – у всех свои сложности.  Галина Ковалева, специалист проекта БФ «Дорога к дому», в рамках проекта «Особенные дети в приемной семье: общественное мнение» ответила на вопросы, касающиеся жизни особенных детей в семье.

- Как проходит период адаптации особенного ребенка в семье? 

- Проблемы проявляют себя на различных этапах развития приемной семьи. Сам процесс адаптации можно разделить на несколько этапов, каждый из которых включает в себя некоторые особенности, проявляющиеся по- разному. Практически все родители отмечали, что, так называемый "медовый месяц" проходит относительно спокойно. Родители и дети приспосабливаются друг к другу. Дети стараются «понравиться»: выполняют все домашние правила, с видимым удовольствием откликаются на просьбы о бытовых заданиях и поручениях. Родители стремятся завоевать доверие, уважение и любовь приемных детей. Если в семье есть и другие дети, то и они позитивно относятся к новым братьям или сестрам. Об этом практически говорили все участники опроса.

Необходимо подчеркнуть, что в Школе приемных родителей специалисты говорили об этом периоде и предупреждали, что он перейдет рано или поздно в более сложный период, когда по прошествии времени, приемные дети осознают, что живут в семье, которая должна стать им родной, начинают вести себя непринужденно. Внешние проявления ситуации вполне видимы: дети отказываются от выполнения просьб, капризничают, конфликтуют, проявляют немотивированную агрессию (портят вещи, игрушки, шумят, кричат в отсутствие родителей), замыкаются в себе, не отзываются на ласку, совершают попытки убежать из нового дома. 

 - Как семье может помочь обучение в «Школе приемных родителей»?

- Опыт обучения в «Школе приемных родителей» помогает потенциальным усыновителям на всех этапах развития отношений с детьми. Большинство респондентов говорили, что в той или иной мере были готовы к разному развитию событий. Когда возникали острые ситуации, которые требовали разъяснений мотивов детского поведения, они вспоминали, что нечто подобное уже слышали.

Одна из мам высказалась в пользу коротких «напоминающих» курсов, чтобы сохранить полученные в школе знания. 

- Как складываются отношения особых детей с обществом?

- Родителям важно объяснять другим детям, чем вызвано необычное поведение их особенных сына или дочери. В семье, где живет ребенок с аутизмом (дошкольного возраста), были ситуации, когда другие дети реагировали настороженно, испытывая тревогу и страх, но грамотные родители объяснили все правильно, и жизнь семьи наладилась. 

- Какие проблемы могут возникнуть через какое-то время?

- На пути развития отношений между детьми и родителями встает немало проблем, которые проявляются не сразу, а по мере их формирования. Родители отмечали, что у детей школьного возраста появляются трудности  в отношениях с одноклассниками. Дети не всегда однозначно принимаются коллективом, особенно, если речь идет о подростке. Они с трудом заводят друзей, испытывают проблемы в общении. Если в семье один приемный ребенок, он дольше испытывает трудности такого характера: избегает неосознанно общения, испытывает чувство неуверенности, тревоги и страха. В этом случае помогает разнообразие видов деятельности за пределами школы/детского сада: посещение кружков, спортивных секций, разнообразный досуг (посещение музеев, театра). Но это "работает ", когда ребенок уже освоился в семье, привык к новым условиям, в которые  он попал.

Приемные родители подчеркивали необходимость постоянного контакта со школьными учителями, тренерами, воспитателями. Ни в одном из случаев не было отмечено, что череповецкие учителя не шли на контакт, напротив, они старались помочь, как детям, так и родителям.