Проект «Творческие мастерские для подростков с расстройством аутистического спектра (РАС)» от общественной организации «Вырастите мир. Аутизм в Липецке» вошел в региональный сборник лучших практик заботы.
Проект предполагает развитие предпрофессиональных навыков у подростков с расстройствами аутистического спектра. Специалисты обеспечивают организацию занятости подростков в творческих мастерских с применением методов прикладного анализа поведения, помогая им осваивать различные навыки и подготавливая к будущей занятости. Для эффективной работы с подростками используется индивидуальный подход, включая тьюторское сопровождение в нужном для ребенка объёме. Часть ребят, которые нуждаются только в вербальных подсказках, могут работать в группе.
«На занятиях подростки осваивают цепочки по изготовлению материальных объектов (свечи, мыло, гончарные изделия), которые в перспективе могут стать предметами их занятости во взрослом возрасте. Также подростки с РАС обучаются проявлять активность при выборе форм, цвета, запахов и состава самого творческого продукта. Так они активнее включаются в выполнение задач на занятиях и сами формируют будущие образы своих изделий. Эти занятия помогают ребятам освоить тонкости работы в творческих мастерских, постепенно снизить потребность в сопровождении взрослых на занятиях», – рассказала Александра Рощупкина, исполнительный директор общественной организации «Вырастите мир. Аутизм в Липецке».
В помещениях мастерских дополнительно оснащена сенсорная зона. Это позволяет расширить возможности для включения подростков с тяжелым нежелательным поведением в занятия, так как помещение оснащено всеми необходимыми зонами для снижения напряжения и нагрузки. Кроме того, они могут легко переключаться с одной деятельности на другую, переходя из кабинета в кабинет (например, из творческой мастерской в зону отдыха или сенсорную зону). Это позволяет подросткам находиться в центре не менее двух часов подряд, что обеспечивает им дневную занятость и формирование предпрофессиональных навыков.