Если вы работаете по 12 часов в сутки, а отдачи не видно, значит, пришло время задуматься о том, что вы делаете неправильно. Управление организацией включает целый комплекс разных направлений, каждое из которых требует внимания. В этом материале «Медиашкола НКО» расскажет, какие инструменты помогут улучшить рабочие процессы вашей организации.
1. Стратегическое планирование. Разработайте стратегию развития НКО. Она может быть как краткосрочной, так и долгосрочной – на несколько лет вперёд. Включите в неё основные параметры, которых хотите достичь, и ознакомьте с документом весь свой персонал. Когда перед глазами есть конкретные показатели, люди будут к ним стремиться. Но есть важное условие: стратегия должна быть реалистичной и адаптированной к условиям и ресурсам организации.
2. Грамотное управление ресурсами. Привлекайте к работе некоммерческой организации все возможные ресурсы. Это могут быть субсидии, гранты, фандрайзинг, спонсорская помощь, собственный заработок на продаже услуг и товаров и другие источники.
3. Развитие команды НКО. Не забывайте о развитии сотрудников: обучайте их, мотивируйте, проводите планёрки и созвоны для обсуждения текущих задач и проблем, организовывайте корпоративы и совместные праздники – это усилит командный дух в организации и уменьшит текучесть кадров.
4. Автоматизация процессов. Внедряйте в работу НКО полезное программное обеспечение, которое избавит персонал от рутины, повысит производительность и качество работы сотрудников.
5. Правильная работа с партнёрами. Развивайте партнёрские отношения со спонсорами и коллегами. Это значительно расширит ваши возможности и привлечёт дополнительные ресурсы. Дружба с другими НКО – прекрасная возможность разместить информацию на ресурсах друзей, поделиться проблемами и найти поддержку, поучиться друг у друга и эмоционально зарядиться.
6. Информационная открытость НКО. Активно информируйте свою аудиторию и СМИ о вашей работе. Не забывайте регулярно обновлять ваш официальный сайт и соцсети, рассказывайте людям о своей работе, её результатах, проблемах и победах ваших подопечных, а спонсорам – об итогах работы за месяц или за год. Рассылайте в СМИ пресс-релизы о важных достижениях и приглашайте журналистов на мероприятия и акции. Постоянное присутствие в информационном поле повышает доверие общества к НКО и привлекает к её работе волонтёров и доноров.
7. Активное участие в общественной жизни: заседаниях профильных комиссий, конференциях, городских массовых мероприятиях.
«Мы посещаем круглые столы, конференции, рабочие группы, являемся членами городского общественного совета, межведомственной рабочей группы по развитию инклюзии. Открыто рассказываем о своей деятельности. И, как один из результатов – мэрия выделила нам на правах льготной аренды помещения для работы. Это большая помощь, возможность развиваться, а, значит, выполнять свою социальную миссию», – рассказала Светлана Савинова, директор частного образовательного учреждения дополнительного образования «Учебный центр «Рост.ok!».
8. Анализ и оценка результатов работы. Обязательно анализируйте с сотрудниками причины, по которым вам не удалось достичь намеченных целей, и старайтесь исключить факторы, тормозящие процесс.
Заключение
Все инструменты повышения эффективности работы НКО завязаны друг с другом и являются звеньями одной цепи. Например, без информационной открытости невозможна активная общественная поддержка, а без неё сложно получить стабильное финансирование работы организации. При отсутствии дохода и задержках зарплаты начнёт разваливаться и выгорать коллектив, а без него не может идти никакой речи об эффективности работы. Так что стоит привести в движение одну шестерёнку в механизме, как остальные тоже начнут двигаться. Самое главное – не стоять на месте!