В России в волонтерство вовлечены свыше 21 миллиона человек. Волонтерская деятельность в некоммерческих организациях всегда базируется на добровольных началах, но порой возникает вопрос, какие у волонтеров права и обязанности. Разбираемся вместе с экспертом «Медиашколы НКО», директором Центра социальных технологий «Ломая барьеры» Алиной Хабировой.
Масса общественных организаций просит помощи в различных сферах. Это могут быть приют для домашних животных, учебное учреждение, которому не хватает наставников или организаторов для какого-то мероприятия, благотворительные фонды по работе с особенными людьми. Отсутствие формальных требований, типичных для сотрудников, не означает отсутствия прав и ответственности у волонтеров. Соглашение, заключаемое между НКО и волонтером, является ключевым инструментом, который определяет их взаимоотношения.
Права волонтера включают доступ к информации о деятельности НКО, а также возможность получить обучение и поддержку. Это обеспечивает прозрачность и структурированность деятельности, что позволяет волонтерам сделать информированный выбор.
Прежде чем идти в организацию, Алина Хабирова предлагает изучить её. Можно начать со страницы в социальных сетях или сайта, почитать о ней публикации, чтобы понять, насколько организация экологична в своей деятельности, прозрачна, понятна и направлена на решение социальных проблем.
«Как волонтеры могут защитить свои права? Это элементарно. Заключается договор, в котором всё прописывается, все права и обязанности. И это спасает всех, когда мы договориваемся на берегу. Когда волонтер четко понимает, что деятельность организации структурирована, не хаотична, что есть четкие регламенты. Если, допустим, это, например, какое-то крупное событие, волонтёр понимает, что его обязанности на этом крупном мероприятии сосредоточены на какой-то территории и с каким-то функционалом. То есть волонтер изначально, посмотрев на организацию, на процесс, который происходит в этой организации, может сделать для себя вывод. Хочет он работать в хаосе, например, или хочет нести свой вклад в организацию, в которой все четко, понятно, регламентировано, структурировано», – отметила эксперт.
Соглашение между НКО и волонтером – основа для построения эффективного взаимодействия, которое учитывает интересы обеих сторон и способствует достижению общей цели. Но порой на волонтеров могут быть установлены ограничения.
«Мы, например, очень тщательно выбираем наших волонтеров. У нас есть своя внутренняя верификация. Ориентируемся на рекомендательные письма. Человек приходит работать с нашими семьями, он должен подтвердить свою квалификацию. Это помогает обеспечить качество и безопасность деятельности НКО», – рассказала Хабирова.
Сотрудничество НКО и волонтёриата может быть взаимовыгодным.
Обучение и поддержка волонтеров включаются в деятельность НКО через организацию обучающих мероприятий и включение волонтеров в проекты, направленные на развитие их компетенций. Таким образомволонтеры могут повысить свои компетенции или получить новые.
«Я, как руководитель организации, конечно, в первую очередь заинтересована, чтобы не только сотрудники у нас были компетентны, но и волонтеры, чтобы они тоже повышали свою квалификацию, узнавали больше, развивались вместе с нами. И поэтому, когда есть возможность, то часть наших волонтеров повышают свои компетенции в ходе обучающих курсов, которые мы организуем для своих сотрудников. Вот, например, сейчас мы реализуем проект «Помогаем ребёнку заговорить». Это логопедическая помощь детям с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья в Республике Башкортостан. И в рамках этого проекта у нас заложены в бюджете расходы на повышение квалификации наших логопедов. Среди наших волонтеров есть два логопеда, и, конечно же, мы их включили в список. Они прошли обучение, получили сертификаты. Я уверена, что когда они будут оказывать логопедическую помощь на волонтерских началах для наших подопечных, то такая помощь будет профессиональной и компетентной», – подчеркнула эксперт.