Ещё несколько лет назад в некоммерческих организациях не было системного подхода к выгоранию. Но сегодня НКО-сектор осознаёт наличие этой проблемы и пытается её решить. Ученики «Медиашколы НКО» назвали инструменты успешной борьбы с этим состоянием.
«Выгорание – это новое модное название лени» – именно такую фразу от руководителей некоммерческих организаций часто слышала Рената Трубачева, директор Центра психологии «Форсайт», ещё 13 лет назад. Но сегодня всё изменилось, и специалисты называют три главные причины, почему выгорание стало настоящим бичом некоммерческого сектора.
1. Общественники ежедневно сталкиваются с решением социальных проблем (кризисные случаи, человеческое неблагополучие, боль, горе, болезни).
2. В НКО хуже налажены рабочие процессы, чем в бизнес-организациях: нет чёткой структуры и распределения обязанностей, нет регламента работы, а ежедневные задачи решаются в хаотичном порядке. Ситуация осложняется тем, что, как правило, НКО управляют непрофессиональные руководители. Чаще всего команду образуют единомышленники, объединённые общей проблемой. Здесь часто бывают тёплые, неформальные, дружеские или семейные отношения. Как следствие – люди не дают друг другу конструктивную обратную связь, закрывают глаза на то, что задачи не выполняются, не могут уволить неэффективных сотрудников.
3. В НКО есть культура переработки, самопожертвования. Есть стереотип, что зарплата должна быть маленькой, а работать нужно много и серьёзно. Когда человек получает от работы меньше, чем отдаёт ей – это большой стрессогенный фактор.
Как распознать выгорание в себе
- Организм не успевает восстановиться вечером или на выходных.
- Вы морально, мысленно или физически находитесь на работе круглые сутки, и нет никакой другой жизни.
- Испытываете раздражение, которое может выливаться на сотрудников, коллег или благополучателей.
- Негативное отношение к деятельности организации в целом, когда опускаются руки и обесценивается миссия и цели работы НКО.
- Негативное отношение к руководству, критика его работы из-за неправильно поставленных задач, приоритетов или управления персоналом.
- Отсутствие мотивации и желания брать на себя какую-то инициативу вплоть до физических симптомов и заболеваний.
Как распознать выгорание в сотрудниках
Человек опаздывает, начинает придумывать какие-то отговорки, не выполняет поручения, становится обидчивым, плаксивым, ему кажется, что все против него. Он начинает говорить о том, что работа организации никому не нужна. А уж его работа тем более ничего не значит и никому ничего хорошего не приносит. Часто выгоревшие люди начинают срываться на благополучателей, но это уже крайняя степень.
«Руководителю не нужно рассматривать сотрудников через призму выгорания – это ни к чему не приведёт. Мне как руководителю нужно понимать, хорошо или плохо работает человек, что ему трудно даётся, где ему нужна помощь», – считает Рената Трубачева.
Как бороться с выгоранием
Прежде чем бороться с выгоранием, нужно понять, что это защитная реакция организма на переутомление. То есть человек не успевает восстановиться, и количество стресса, с которым он сталкивается в течение дня, больше, чем собственных ресурсов справиться с ним. Поэтому он начинает экономить силы вплоть до циничного отношения к людям и их сложностям.
Для профилактики выгорания руководитель должен предпринимать конкретные шаги:
1. Всегда следить за эмоциональным фоном своих сотрудников, проводить беседы, разговаривать с людьми, которые у вас работают. Человек должен быть уверен в том, что его работа важна, а коллектив коллег всегда его поймёт и поддержит.
2. Никогда нельзя ругать сотрудника или как-то обесценивать его работу в присутствии благополучателя.
3. Сотрудников надо уважать и постоянно обучать. Чем больше вы вкладываете в обучение персонала, тем проще вашим работникам разобраться со своим внутренним миром и тем выше от них отдача в офисе.
4. Обязательно должны быть выходные дни. Сотрудники некоммерческих организаций должны отдыхать так же, как и все остальные граждане нашей страны.
5. Чёткий график работы. В организации должен быть прописан регламент, кто кому и в каких ситуациях может звонить или писать в нерабочее время. Руководитель должен соблюдать личное пространство своих подчинённых, и они не должны беспокоить его глубокой ночью.
6. Внутренние корпоративные мероприятия: встречи, праздники, планёрки, чаепития, выезды на природу или совместные походы в кино.
7. Помощь сотрудникам в решении бытовых проблем: переезд, ремонт квартиры, аренда жилья или погашение коммунальных долгов.
8. Персонал надо поддерживать не только тимбилдингом или подарками, но и премировать в зависимости от вклада каждого в общее дело. Хорошей считается практика, когда НКО обеспечивает штат полисом ДМС.
«В нашей организации есть программа «Домкрат», она направлена на помощь нашим сотрудникам. Не надо забывать, что люди, которые у нас работают, – не роботы и не рабы. Они команда, которая решает очень серьёзные социальные проблемы нашего общества. И забота руководителя – сохранить каждого из сотрудников здоровым как эмоционально, так и физически», – отметила Лана Журкина, директор центра «Дом друзей».
Заключение
Проблема выгорания актуальна для некоммерческого сектора. Часто этим термином называется хроническая усталость. А у общественника она накладывается на пласт ответственности за человека, которому он помогает.
Для борьбы с выгоранием нужно настроить рабочие процессы в организации и внимательно следить за балансом «работа-жизнь», чтобы сон, питание и отдых были качественными. Если будет меньше стресса и больше ресурсов, этой проблемы вполне реально избежать.