Оксана Артемова

Что делать, чтобы сотрудники были инициативными: советуют лидеры НКО

Проблема эмоционального выгорания очень злободневная для некоммерческих организаций. Она «заражает» не только штатных сотрудников, но и волонтёров, поэтому лидерам НКО приходится применять всевозможные средства, чтобы «заряжать» своих сотрудников и не допускать текучки кадров.

Из-за дефицита финансирования нематериальные методы стимулирования в некоммерческих организациях применяются чаще, чем денежные. Но перед тем, как их использовать, нужно узнать, какие цели движут вашими коллегами в работе, чтобы каждый из методов работал максимально эффективно.   

Способы вдохновить сотрудников:

1.  Общие интересы. Ничто так не объединяет людей, как общность интересов и схожесть жизненных целей. Периодически напоминайте людям о том, ради чего вы работаете, обсуждайте достигнутые успехи, показывайте вклад каждого из них в общее дело, и сотрудник останется с вами.

2.  Известность. Многими людьми движет тщеславие, стремление рассказывать о себе и быть в центре внимания. Таких сотрудников можно периодически приглашать на интервью со СМИ, сделать из них экспертов по разным вопросам, чтобы их имя регулярно мелькало в прессе, и работа помогала им удовлетворять их потребность в известности.

3.  Взаимовыручка. Помогая людям, можно получить помощь в ответ, а также обеспечить долговременное сотрудничество с человеком. Например, если речь идёт о родителях детей-инвалидов, НКО может помочь таким детям найти занятия по душе, самореализоваться и раскрыть творческие способности, чему-то научиться. В благодарность родители станут самыми преданными волонтёрами организации.

«Например, у меня работает педагог по художественному образованию: я ей отдала кабинет, а она в свободное время проводит занятия с детьми-инвалидами на безвозмездной основе», – рассказала Екатерина Костро, директор АНО социальной помощи детям и взрослым «Росток Оренбуржья», председатель Оренбургского РО ВОРДИ.

4.      Денежная мотивация. Если сотрудник ценный и требуется вам в штате, нужно обговорить с ним размер дохода, который он хочет получать, и заложить эти траты в бюджет гранта либо собрать их с помощью спонсоров.

5.      Самореализация. Многие приходят в некоммерческую сферу, чтобы помогать людям. Важно поручить им такую работу, при которой они будут чувствовать себя полезными, нужными и будут максимально полно использовать свои способности. Но для этого важно правильно их определить.

6.      Обучение и саморазвитие. Для большинства это немаловажный стимул ходить на работу и выкладываться по полной. Поэтому таких сотрудников надо чаще отправлять на курсы обучения, стажировки и мастер-классы.

7.      Интересный досуг. Важность разноформатных корпоративных мероприятий никто не отменял. Можно организовывать совместные походы в театр или на концерт, в ресторан или баню, устраивать выезды на природу, катание на лошадях либо отмечать праздники и дни рождения в стенах НКО. Такие активности дарят много впечатлений, объединяют коллектив и дают много энергии для работы.

8.      Общие собрания с награждением лучших сотрудников и волонтёров. Их можно проводить раз в месяц, раз в квартал либо раз в год в зависимости от размера организации и загруженности персонала.

«Администрация города каждый год проводит конкурс «Волонтёр года», и мы обязательно подаём на этот конкурс наших волонтёров. Их эта торжественная атмосфера мотивирует и вдохновляет, придаёт моральных сил продолжать заниматься своим делом», – отметила Софья Куликова, руководитель приюта «Ласка» (Барнаул).

9.      Открыть Доску почёта и вешать на неё фотографии лучших сотрудников и волонтёров. Это мотивирует многих активнее работать, чтобы оказаться в списке отличившихся.

Заключение

Как видим из материала, далеко не все средства стимулирования коллектива НКО материальные – не всегда проблему решают деньги. Поэтому для эффективной работы с персоналом нужно пообщаться с каждым из сотрудников и определить его жизненные приоритеты. Кто-то хочет самоотдачи, кто-то – известности, а для кого-то важнее с пользой проведённое время. Исходя из целей, которые движут человеком, можно выбирать инструменты его «подзарядки» и работать с каждым индивидуально.