Оксана Артемова

Как в Омске художники влюбили горожан в метропереход

Мало кто знает, что в Омске есть единственная станция метро, которая долгие годы была для жителей депрессивной площадкой и символом рухнувших надежд. Активисты «Проекта «М» решили изменить восприятие этого места и за четыре года создали там современное многофункциональное арт-пространство, куда теперь водят организованные экскурсии. Как им это удалось, «Медиашколе НКО» рассказал один из менеджеров проекта Иван Притуляк.

Как рождался проект

Нас собрала Ира Прохорова (Гавриленко), тогда она была заместителем директора по развитию Омского музея имени М.А. Врубеля. К нам присоединилась Светлана Боженова – основательница Центра современной драматургии в Омске. Я тогда работал продюсером сети радиостанций «Радио Сибирь». Ирина пригласила нас в грантовый проект Фонда Потанина «Музей. Сила места».

Для участия в нём нужно было пройти обучение в Сколково и защитить свою идею создания музейно-урбанистического проекта. И именно там родился «Проект «М». Мы выбрали метрополитен – единственную открытую станцию метро в Омске около библиотеки имени Пушкина. Это пространство с большой пропускной способностью – около 10 тысяч человек в день, и здесь искусство «напрыгивает» на людей внезапно, когда они идут на работу, учёбу или куда-то ещё.

Это место является символом всего несбывшегося в нашем городе – то, с чем мы хотели бороться в рамках «Проекта «М». Метро в Омске обещали построить ещё лет 30 назад, но все усилия привели к тому, что у нас есть одна станция метро. Она присоединена к запечатанному бетоном тоннелю, потому что из-за ошибок в расчётах его постоянно затапливало. И это настоящая болевая точка. Плюс метропереход скрыт от внешней среды и его работа не зависит от погоды: в Омске зима длится девять месяцев.

Изначально идея заключалась в том, чтобы открыть здесь не только арт-пространство, но и устраивать всякие хэппенинги, перформансы, концерты и т.д. Ключевой целью было соединить бытовое потребление, городскую коммуникацию и трансляцию позитивных смыслов для идентификации.

Все три основателя проекта рассматривали эти проблемы в рамках своей ежедневной деятельности. Мы искали гениев места – персонажей, на которых можно строить свою позитивную идентичность, показать связь города и человека, и с помощью средств современного искусства доносить это в рамках прохождения человека по переходу.

Я бы не сказал, что у нас были какие-то примеры для подражания. Мы видели, что, например, в Нью-Йорке в подземных переходах играют на скрипках, в Грузии две девушки открыли в подземке магазин искусства, но мы ни у кого свою идею не срисовывали. Она оригинальная: пространства такого формата и такого объёма проникновения искусства абсолютно точно не было нигде.  

О названии и смыслах буквы «М»

В то время модно было называть арт-пространства подобного рода кратко, потому что это предполагает мультиинтерпретацию. Сначала мы говорили, что «М» означает «местные», «мощные», «многофункциональные», «молодые», «метро». А потом договорились, что в разных интервью будем эту букву расшифровывать, как захочется. Это отражает суть многофункциональности и многозадачности этого пространства.

Искусство с опорой на историю

Процесс работы над переходом заключался в следующем: мы исследовали главную болевую точку и главную тему той или иной выставки. Это происходило с помощью опросов, на личном опыте, через запросы к экспертам. Мы находили некий глобальный миф – устойчивые городские легенды, которые являются поводом для негативной или позитивной идентичности жителя с этим городом. В рамках каждой такой темы мы искали персоналий, через призму которых могли рассказывать истории, связанные с развитием того или иного мифа. Например, самая первая выставка у нас называлась «Омск – город-сад». На ней было четыре сверх-стража – четыре специалиста, которые делали город действительно садом.

После этого мы набирали максимум культурологического и исторического материала и объявляли open-call. Мы собирали местных художников, давали им эти самые материалы и предлагали поработать в характерной для них технике: будь то стрит-арт, перформативное или музыкальное искусство – что угодно. Им назначался куратор, был доступ к нашим специалистам-культурологам и историкам. И мы проверяли, чтобы всё это было выдержано в единой концепции, чтобы искусство содержало какие-то реальные исторические факты или идеи, являющие собой точки идентичности. В итоге их труды появлялись в метропереходе и социальных сетях, которые к нему привязаны.

О народной любви и борьбе с хейтерами

Взаимодействие с местными властями и горожанами было интересным. Если с первыми проблем не было никаких, так как метропереход – федеральный объект и за него отвечает казённое учреждение, то со вторыми ситуация была иная. Мы полтора года доказывали, что мы не воры, не растратчики и делаем это всё не на государственные деньги. Негатива получили очень много. Доходило до того, что я встречался с самыми жёсткими хейтерами и объяснял, что мы делаем, чтобы остановить эту волну.

Потом ситуация поменялась кардинально. Переход стал местом, куда стали приводить гостей города, экскурсии из вузов. Были и случаи вандализма: когда мы делали выставку с гипсовыми бюстами известных омичей – их быстро разбили.

Однажды люди принесли свой арт-объект – это был большой болт из папье-маше, покрашенный позолотой. Они его положили под одной из наших инсталляций и написали «Болт положен на омское метро». Это акция вызвала очень большой народный отклик. И мы поняли, что место для искусства – это место, где могут пересекаться совершенно разные смыслы. Мы так и планировали – что будет набор противоречий и диалог между разными позициями по одному и тому же поводу. И в этом прелесть публичного пространства.

Главная трудность – человеческий фактор

Основные трудности при реализации проекта были связаны с человеческим фактором. Будучи людьми творческими, не все из нас обладали компетенциями для «бега на длинные дистанции». Сложно оказалось быть друг с другом в одной упряжке, вырабатывать коллективное видение. Настолько сложно, что я не смог справиться с обилием внутренних противоречий в команде и последний год практически не принимал участия в формировании облика выставки, выполняя отдельные задания по продвижению некоторых процессов. Менялись члены команды, участники проекта, работа с художниками иногда была своеобразна, потому что мы хотели одно, они делали нечто другое.

Выставки с продолжением

За почти четыре года реализации «Проекта «M» нам удалось преобразить метропереход, причём не только внешне, но и на уровне идеи. Теперь он воспринимается как место, куда можно привести друзей и знакомых, показать картины, мероприятия.

После завершения тематических выставок отдельные арт-объекты продолжают жить у главных действующих лиц, которым они были посвящены. Например, с выставки о влиянии на жизнь Омска Транссибирской магистрали часть экспонатов отправилась в путешествие по сибирской ветке РЖД. Их можно увидеть на разных ж/д вокзалах от Омска до Новосибирска. Какие-то вещи «Фабрики смыслов» о работе омских фабрик и заводов находятся на этих самых предприятиях.

Что касается иных переходов Омска, то там есть свои инициативные группы, которые работают над их изменением, мы к ним отношения не имеем. Но считаем, что дали им пример того, как можно с этим работать.

Полезные выводы

В настоящее время «Проект «М» действует довольно сдержанно, потому что финансирование гранта закончилось. За время его существования прошло огромное количество самых разнообразных выставок. Сегодня в метропереходе продолжает действовать зона свободного высказывания для начинающих художников, не готовых работать в рамках заданной темы, и зона, в которой периодически появляются личные выставки отдельных художников или фотографов. Там играют музыканты, мы проводим довольно много лекций. Но официально проект завершился.

Мы достигли своей цели – изменили восприятие метроперехода: из кладбища надежд он превратился в популярное арт-пространство. В тёплое время года там записывают клипы, танцуют, а наши арт-объекты путешествуют по городам России. Метропереход стал действительно местом соединения разных, в том числе не связанных с организаторами творческих проектов: от танцевальных коллективов до арт-хулиганов.

Анализируя пройденный путь, становится понятно, что для управления подобным пространством необходимо создание НКО, обязательно с юридическим и бухгалтерским сопровождением. Количество и ролевое деление участников организации следует пересматривать с учётом сильных и слабых мест проекта. Сейчас кажется, что для этого достаточно семь человек: бухгалтер, юрист, промо+SMM, художественный руководитель, культурно-исторический руководитель, технический специалист по монтажу и организатор образовательных проектов.

Заключение

Реализация омского «Проекта «М» показала, как всего трое активистов за несколько лет способны преобразить городское пространство, которое считалось глубоко депрессивным. Они были первопроходцами в своём деле и вдохновили на аналогичные проекты в других подземках творческих жителей города, что родило целое арт-движение. Возможно, этот опыт переймут в других городах, и там тоже появятся позитивные точки притяжения людей на месте унылого бетона, ведь искусство украшает нашу реальность и делает нас мягче и добрее.