Мария Слободчикова

«Игра — это возможность быть собой». Интервью с разработчиком настольных игр и экспертом по профориентации

Анастасия Ефимова — разработчик игровых технологий и эксперт по профориентации, рассказала, как игры могут изменить образовательный процесс, помочь молодежи осмысленно выбирать профессии и преодолевать стереотипы.

Мы обсудили её последние разработки, влияние игр на развитие личности и их роль в современном образовании.

«Игры — это не просто развлечение, это мощный инструмент самопознания и обучения», — поделилась она в начале нашей беседы.

Расскажите о себе и о вашей работе?

— Я выпускница и куратор школы Фонда президентских грантов «НКО.Трансформация», тренер онлайн-марафона по социальному проектированию и спикер от российской делегации на международных форумах. С 2017 года работаю в АНО «Центр развития образовательных технологий», —  там я директор и методолог. Моя основная деятельность — разработка и реализация образовательных проектов и игровых технологий. А именно: «ПрофХ», «Лас Кукарачас» и «ПроектUM».

Почему проблема профориентации до сих пор актуальна?

— Проблема профориентации существует из-за недостатка системности и эффективных инструментов. Многие подходы ограничиваются представлением профессий, но не помогают молодым людям понять себя, свои сильные и слабые стороны, что критически важно для осознанного выбора. Мы стараемся развивать это через реальные проектные задачи и профессиональные пробы.

Может ли игра помочь в выборе профессии на всю жизнь?

— Игра «ПрофХ» развивает навык профессионального самоопределения. Это не о выборе на всю жизнь, а о развитии гибкости в выборе профессии в зависимости от меняющихся интересов и обстоятельств. Мы учим молодых людей адаптироваться и переосмысливать свой выбор на разных этапах их жизни.

Вы говорите, что игра «Лас Кукарачас» помогает исследовать чувства и лучше понять себя. Почему современные дети испытывают трудности с этим, несмотря на большую свободу самовыражения?

— Современные дети часто теряются в информационном шуме и не могут услышать собственный голос. Игра «Лас Кукарачас» направлена на развитие эмоционального интеллекта. Она помогает отвлечься от внешнего шума и сосредоточиться на внутренних чувствах и состояниях.

Как именно начался ваш путь в разработке настольных игр?

— Это было спонтанно. Шесть лет назад я активно занималась профориентацией и искала инструменты, которые могли бы помочь подросткам осмысленно выбирать профессию. Мы с коллегой создали курс, который выходил за рамки стандартных тестов, но всё ещё искали более эффективные методы. И тогда мы пришли к идее использовать игры как инструмент, который позволяет участникам экспериментировать с разными жизненными сценариями в безопасной обстановке.

Какие основные цели вы ставили перед собой, разрабатывая игры?

— Мне хотелось создать инструмент, который способствовал бы глубокому самопознанию и развитию навыков критического мышления и решения реальных задач. Я хотела, чтобы игры помогали участникам не только изучать разные профессии, но и понимать, как эти профессии соотносятся с их личными качествами, интересами и ценностями.

А что вдохновило вас на создание игры «Лас Кукарачас»?

— Идея создать «Лас Кукарачас» возникла в ответ на запрос подростков исследовать свои эмоции и реакции в разнообразных жизненных ситуациях. Мы хотели создать инструмент, который помог бы им лучше понять себя и свои чувства, что важно для личностного роста и развития эмоционального интеллекта.

Вы разрабатываете игры для других. Но что полезного они дали вам?

— Разработка игр научила меня ценности сотрудничества и обратной связи. Я узнала, насколько важно вовлекать в процесс различных людей: от коллег до потенциальных пользователей игры. Это помогает улучшать идеи и механики, делая конечный продукт более эффективным и приятным для игроков. Создание игры — это постоянный процесс обучения и адаптации, который требует открытости для новых идей и готовности принимать и внедрять изменения.

Какие планы на будущее? Есть ли новые проекты?

— Мы планируем дальнейшее развитие игровых технологий для образования. Уже разработано новое дополнение для игры «Лас Кукарачас», ориентированное на профессионалов. Оно поможет в работе с подростками и проработке трудных тем. Сейчас готовимся к тиражированию. Также мы работаем над английской версией игры, которая поможет в изучении языка и будет полезна в разговорных клубах и образовательных учреждениях.