126

Сотрудники выгорают и увольняются: что делать руководителю НКО

Профессиональное выгорание знакомо многим. Особенно актуальна проблема для некоммерческих организаций, деятельность которых связана с постоянными переработками и помощью социально незащищённым слоям населения с высокой степенью эмоциональной вовлечённости. Расскажем, как распознать выгорание сотрудников и что с этим делать.

В 2022 году Центр оценки общественных инициатив Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ опубликовал результаты исследования «Оценка уровня организационного развития НКО». В материале говорится, что почти 70% НКО в России сталкиваются с проблемой профессионального и эмоционального выгорания сотрудников. В онлайн-опросе приняли участие 377 некоммерческих организаций из 64 регионов России. Итак, в некоммерческом секторе выгорание – острая проблема. Как же его распознать, из-за чего оно возникает и что делать с высокой текучестью кадров?

Причины выгорания:

  •  высокая нагрузка, неравномерное распределение ответственности и полномочий в коллективе, которые приводят к постоянным переработкам;
  •  отсутствие признания и поддержки как от руководства и коллег, так и от тех, кому помогает некоммерческая организация;
  • хронический стресс из-за ежедневной высокой эмоциональной нагрузки;
  • низкая заработная плата;
  •  общение с большим количеством людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации;
  •  большое количество конфликтных ситуаций с благополучателями;
  •  разобщённость сотрудников;
  •  редкие выходные;
  • неблагоприятные условия труда (подвальное помещение, старый компьютер, неудобный стол, стул и т.д.);
  •  отсутствие отдачи от благополучателей.

«В нашей организации введено правило каждый день с 09:00 до 09:30 проводить совместное чаепитие. Это стало частью рабочего дня. Сотрудники пьют чай, общаются на разные темы: и личные, и рабочие. Когда ты присутствуешь при этом, то понимаешь, чем твои сотрудники дышат, что их беспокоит и можешь заподозрить первые признаки выгорания. Таким образом можно «держать руку на пульсе», – рассказала Евгения Кондратюк, руководитель благотворительной организации «Святое Белогорье против детского рака» (Белгород).

Признаки выгорания

Это может быть состояние хронической усталости, раздражительности и даже агрессии. Человек становится циничным, рассеянным, апатичным, теряет интерес к работе, замыкается в себе, не может испытывать положительные эмоции, медленнее трудится, забывает выполнить задачи, допускает большое количество ошибок или начинает злоупотреблять алкоголем.

Часто у выгоревших людей появляются проблемы со здоровьем: постоянные простуды или головные боли, бессонница, нарушение аппетита с изменением веса в большую или меньшую сторону. Также о выгорании может говорить изменение отношения к подопечным и коллегам, начиная от отстранённости, заканчивая чрезмерной вовлечённостью. Самым тревожным признаком коллективного выгорания в организации может служить высокая текучесть кадров.

«Как я распознаю выгорание? Я ничего не хочу делать, ко мне не приходят новые идеи, я не высыпаюсь, начинаю болеть, появляется много негативных мыслей. В качестве профилактики в моём случае хорошо работают путешествия, даже в соседний город, деревню, село или на природу. Ещё один хороший способ – три раза в неделю ходить в спортзал. Спорт даёт эндорфины и новую энергию. Третий момент – это психотерапия. И четвёртый – духовная работа в целом», – прокомментировала Юлия Загитова, руководитель проекта «Медиашкола НКО».

Профилактика выгорания в организации

Самое опасное в выгорании даже одного сотрудника в компании то, что от него страдает весь коллектив, портится рабочая атмосфера в офисе. Постоянный усталый вид коллеги, его мрачный настрой и опоздания на работу демотивируют остальных, снижается эффективность труда в организации, появляются рабочие конфликты. Как следствие люди начинают увольняться, а нагрузка ложится на плечи оставшихся, что ещё больше накаляет обстановку. Поэтому важно вовремя распознать выгорание среди сотрудников, а ещё лучше – не допускать его.

Одной из самых действенных мер является тщательный анализ и грамотное перераспределение нагрузки в коллективе, чтобы исключить хронические переработки и работу в выходные дни. Старайтесь следовать рабочему графику НКО. Наличие отдыха от работы – важный фактор здоровой атмосферы в коллективе. Обязательно регулярно отправляйте сотрудников в отпуск, чтобы они успевали и эмоционально, и физически перезагрузиться.

Заведите привычку обсуждать в команде успехи и неудачи: важно общаться с коллегами и совместно решать назревшие проблемы. Для этого можно создать общий чат со всеми сотрудниками или волонтёрами некоммерческой организации, где они могут обсуждать работу и помогать друг другу советами. Альтернативой чату могут стать регулярные очные встречи или групповые созвоны раз в неделю. На них можно обсудить все трудности, возникшие в течение недели, поддержать коллег и предложить решение проблем: неформальное общение помогает снизить градус тревожности.

Также можно разработать в компании систему нематериального и финансового поощрения лучших работников: такая обратная связь от руководства бывает важнее коллективной поддержки. В особо тяжёлых случаях можно отправить выгоревшего сотрудника на консультацию к психологу, оплатив ему этот приём.

Зарекомендовал себя и метод регулярных разговоров один на один. Во время таких встреч можно спросить сотрудника, что его не устраивает в работе, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы не может решить и что его тревожит. Это поможет избежать многих сложностей в будущем.

Заключение

Конечно, ситуация в каждой отдельно взятой НКО индивидуальна, учесть все факторы невозможно. Но применение названных нами базовых методик поможет некоммерческим организациям улучшить рабочую атмосферу в коллективе и сохранить ценные кадры на долгий срок.