186

Как спланировать бюджет НКО на год, чтобы на всё хватило денег?

Правильно спланированный бюджет поможет некоммерческой организации оценить затраты на год и понять, сколько средств приносят проекты. Поэтому мы расскажем, как НКО правильно сформировать свой бюджет, и какие шаблоны для этого можно использовать.

Эффективной считается прогрессия 1:4, когда на один потраченный рубль привлекается четыре. В больших фондах прогрессия может расти до значений 1:5, 1:7. Например, НКО потратила на привлечение средств 5 млн рублей, включая зарплаты фандрайзеров. Тогда доход организации за год должен составить не менее 20 млн рублей.

При планировании своих расходов обязательно учитывайте все статьи, включая траты на продвижение, заработную плату сотрудников, социальную помощь, проведение мероприятий, уплату налогов, коммунальные платежи, административно-хозяйственные и непредвиденные расходы.

«Мы исходим из того, какие благотворительные программы у нас действуют или планируются, и учитываем доходы и расходы за предыдущий год. Есть постоянные расходы, которые можно проанализировать на основе собственного опыта прошлых лет. И с учётом инфляции накидываем плюсом 15-20%, чтобы хватило для финансирования главных программ, на зарплаты сотрудникам, административный аппарат и материально-техническое обеспечение», – рассказала Екатерина Каратаева, исполнительный директор благотворительного фонда «Волонтёры – детям» (Калуга).

Как же сформировать бюджет, какие статьи затрат включать?

Здесь может быть два подхода 

  • Учитывайте проекты и способы привлечения средств. 

У организации есть стратегия и план. Действуя по нему, НКО придумывает проекты и способы привлечения средств. Например, проводит благотворительные спортивные мероприятия или продвигает подписки на ежемесячные платежи.

В статье затрат вы должны написать название проекта/канал и сумму, которую вы предполагаете затратить. Например, благотворительный забег – 50 000 рублей, телемаркетинг – 200 000 рублей. В статьи затрат также надо включить зарплаты, печать материалов, дизайн. 

  • Учитывайте источник привлечения средств.

Вы прописываете все предполагаемые затраты на текущий год для привлечения средств от частных доноров: дизайн, печать маркетинговых материалов, изготовление сувенирной продукции, разработка и сопровождение лендинга, база CRM. Точно такие же пункты вы указываете для работы с корпоративными донорами и грантодающими организациями.

«Идеально, если у НКО диверсифицированные источники ресурсов: гранты и субсидии на конкретные проекты и услуги, помощь партнёров (необязательно в виде денег, это могут быть ресурсы), донаты или пожертвования, коммерческая деятельность, которую можно направить на уставные цели. Здорово, если собственные средства, например, от коммерческой деятельности организация может положить на вклад, чтобы начислялись проценты. Это своеобразная «подушка безопасности» для организации на случай отсутствия финансирования», – дополнила Елена Сорокина, директор АНО «Профи-центр», основатель и руководитель добровольческого движения «Педагоги-волонтёры». 

 Какие шаблоны вам помогут?

1. The Wallace Foundation Program-Based Budget Builder
Этот шаблон Excel поможет вам составить программный бюджет организации, включая источники доходов, расходы на персонал (прямые или косвенные) и расходы, не связанные с персоналом.

2. SampleTemplates
На данном ресурсе вы сможете найти различного типа бюджеты (годовой, для гранта, бюджет для начинающей организации). Часть шаблонов бесплатная, часть платная. Но доступных версий хватит, чтобы составить бюджет фонда и фандрайзинга.

3. Template.net

Этот ресурс напоминает предыдущий, но здесь можно найти полезный шаблон бюджета по фандрайзингу (Nonprofit Fundraising Budget Template). Он включает в себя мероприятия по сбору средств, отдельные кампании, поля сбора и затраты.

Заключение 

Главное – помните, что грамотно составленный бюджет должен включать все фандрайзинговые мероприятия организации за текущий год. Не забывайте про каналы привлечения средств, например, отражайте в вашем финансовом плане производство социальной рекламы или e-mail-рассылки.